Фронтмен группы Nine Inch Nails «препарирует» один из своих любимых инструментов в книге Кима Бьорна «Patch and Tweak With Moog»

Автор: Кори Гроу

Фото: Джон Кроуфорд

Оригинальная статья

Секретным оружием Трента Резнора всегда было его любопытство к электронному звуку. Нечеткие синтезаторные подложки, резкие электронные крикиc с треском и иллюзорная атмосфера выстраивают экзоскелет для его вокала и гитарных линий в альбоме Nine Inch Nails Pretty Hate Machine, усиливая градус отчаяния, нежности и гнева в его песнях. Те же тональности помогли ему и его партнеру, Аттикусу Россу, в работе над саундтреками к фильмам, задавая эмоциональный настрой в «Хранителях»,  «Исчезнувшей», и «Социальной сети» — последний из которых принес им Оскар.

В новой книге, Patch & Tweak With Moog,  Резнор размышляет о том, как искусственный звук сформировал его жизнь, Автор Ким Бьорн сосредоточил внимание на аналоговых синтезаторах для того, чтобы почтить память пионера электронных инструментов Боба Муга. Книга включает в себя главы с основной информацией о синтезаторах, музыкальных методах и уделяет внимание артистам, которые использовали электронный звук в качестве базы для их музыки, таких, как Резнор, композитор Ханс Циммер, артисты Майкл Штайн и Кайл Диксон из Stranger Things и основатель Mute Records Даниэль Миллер.

Книга предлагает заглянуть внутрь завода Moog, узнать историю синтезаторов Moog, а также советы и обзоры об использовании инструментов. Интервью артистов и композиторов содержат заметки и советы, а беседы с инженерами Moog погружают еще дальше. Выдержка из книги доступна онлайн.

В этом эксклюзивном отрывке Резнор размышляет о разнообразии музыкантов в жанре электроники, которые повлияли на него в начале и на протяжении всей его карьеры, и о волнении, которое он испытывал, когда его бабушка и дедушка купили ему Moog Prodigy.

Выросший в сельской местности Пенсильвании, почти в двух часах езды от ближайшего музыкального магазина, Трент Резнор оценил свой первый электронный инструмент по достоинству.

«Я играл на пианино, и мой отец купил мне электропианино Wurlitzer. На нем я играл в группах, и в то время у меня еще был синтезатор Roland RS-09 со звучанием струнных инструментов. Он был отличным, потому что благодаря фазорегулятору его фильтр звучал иначе, чем Wurlitzer. Но мое сердце лежало к аналоговым синтезаторам. У нас не было много денег, но мои бабушка и дедушка подарили мне Moog Prodigy, когда только-только вышел в продажу — и он изменил мою жизнь.»

«Наконец-то у меня появилась возможность делать то, что я слышал на записях – погружение в них. Когда реально пользуешься колесом амплитудной модуляции или питч-бендом, контролируя эту область, доставляло больше свободы, чем я ожидал. Такой вид выразительности, который был недоступен для пианиста, просто снес мне голову. И этот звук…»

«Я жил с этой вещью и смотрел на нее каждый день — он лежал на обеденном столе, и почему-то служил украшением нашего дома. Это было очень забавно.»

Оборудование «ведет» туда, куда хочет

Опыт Трента сформировал то, что можно было бы назвать естественным подходом к работе со звуком. Зная, как ведет себя каждый из синтезаторов и взаимодействует со его инстинктом и эмоциями, результаты работы часто получаются естественными, органичными сами по себе – совсем как искаженная линия синтезатора ARP Odyssey из «The Hand That Feeds» 2009 года.

«На самом деле, все базируется на чистых инстинктах — оно проходит через фильтр ваших вкусов и то, что в то время кажется вам интересным. Я бы сказал, для меня в последнее время стал интересен мир синтеза в роли естественного звука. Я не имею в виду обязательно только аналоговый звук, но именно его несовершенства.»

«Время от времени я буду приобретать старые синтезаторы, которые уже плохо работают. Один из моих любимых сейчас — Oberheim Four Voice, в котором невозможно разобраться — можно потратить целый час, чтобы извлечь звуки, — но играть на его дерьмовой и несовершенной клавиатуре — это и составляет его внутреннюю сущность. Когда вы подходите к нему в студии, вы понимаете, что эта встреча затянется надолго. Он поведет вас туда, куда ему захочется, несмотря на то, куда вы планировали двигаться. Но богатство его звука, сочетание аналоговых несовершенств и изношенности со временем, помогает представить то, что должно получиться в конце.»

Приглашение творить

Студия Трента в настоящее время представляет собой дом для различного оборудования от Moog, модульного и полу-модульного, и он считает, что это в какой-то мере поможет ему подготовиться и трансформировать оборудование в композиционный режим, который отсутствовал в течение некоторого времени.

«Довольно продолжительное время темп, в котором работали Аттикус и я, был продиктован нашей рутиной. Если мы работаем над песней Nine Inch Nails, и появляется идея, которую нужно разделить на несколько частей, какие инструменты для этого подойдут? Обычно, именно этот вопрос руководит процессом. Есть песня, которую мы пишем, есть необходимость в этой песне, и поэтому нужно обратиться к коллекции инструментов, чтобы выяснить, как правильно реализовать эту цель.»

«В последние несколько лет мы отодвинули на второй план такие мысли, как: «Давайте начнем с того места, где нами управляют инструменты. Заключена ли в нем песня? Есть ли причина, чтобы записать ее? Стоит ли это сохранить или это просто, что происходит в данный момент? Я считаю, что модульные и другие, менее линейные инструменты будут играть большую роль в будущем. Для меня, как для художника, очень интересно увидеть, куда это идет. Поэтому я надеюсь, что смогу вернуться к ним, смогу просто крутить кнопки и занять себя чем-то полезным. Возможно, я окажусь не там, куда я намеревался пойти, но…»

«На самом деле я вижу существующие ограничения как толчок и призыв к работе»

От Eurorack до удивительных пределов своих возможностей

Когда Трент пошел в противоположном направлении, к бесконечной вселенной модульного синтеза Eurorack, главной идеей стал предел, который выступает в качестве руководящего принципа для творчества.

«Я нахожу вдохновение в инструментах. Для меня, это как пытаться продеть нить в игольное ушко — вы ищете то, что по неизвестным причинам возносит вас как человека, приводит в восторг и вдохновляет, предлагает уникальный звуковой стиль со своими собственными мыслями, о которых необходимо сказать.»

«На самом деле я вижу существующие ограничения как толчок и призыв к работе. Так же, как и во время работы над новым проектом — мы тратим много времени на размышления о том, что мы не позволим себе делать, какие ограничения мы собираемся выставить. Как можно резюмировать эту запись или композицию на одном листе? Как из них можно извлечь самое главное? Возможно, мы говорим: «не полностью живое выступление» или «без квантования» или «аналоговая гаражная музыка». Это вызывает что-то в воображении, даже если оно не сформировано до конца.»

«Иметь в распоряжении план и рамки действия вдохновляет меня, потому что у вас не получится просто взять и решить сделать хоть что-нибудь. Это возможно с помощью хорошо сложенных синтезатора или цепи. «Как я могу это сделать, извлечь большую часть из всего этого?» — но все в рамках того, чем это является.»

«Для создания гармоничного музыкального инструмента требуется настоящий набор практических навыков. И опять же, я думаю, что Moog действительно преуспел в этом. Я чувствую, что нашел это понимание сейчас, но это не совсем то впечатление, к которому я изначально пришел благодаря своему собственному опыту..»

Песня или саундтрек, цель всё равно одна

Разнообразные достижения в Nine Inch Nails, от номинаций на Эмми и Золотой глобус и до Оскара, приводит к вопросу: как музыкант жанра электро-рока пришел в конечном итоге к созданию саундтреков для фильмов — и сумел преуспеть в этом?»

«Когда меня попросили написать музыку к фильму, я сначала подумал, что: «Я не знаю, как это сделать. Я вроде бы знаю, как написать песню, но не знаю, как сочинить музыку к сцене — стратегии или методы, которые нужно развернуть для этого. Я не хожу в школу и не учусь, как это делать. Это заставило меня задуматься: «Хорошо, что же это такое, что мне необходимо сделать?». И получается, для меня, это просто попытка вызвать какую-то эмоциональную реакцию, через то, что вы слушаете.»

«Знание того, что органически ощущается верным, это единственный навык, с помощью которого, как мне кажется, я могу сделать нечто полезное. Если думать слишком много о том, почему это правильно, или то, что делает это таковым, или соответствует ли оно некоторым критериям, чтобы стать верным — вот тогда вы можете накосячить. Уберите всё это к чертям и просто чувствуйте.»

Окруженный возможностями

Трент помнит, как использовал сэмплер E-mu Emax при работе над альбомом Pretty Hate Machine.

«Не потому, что он звучал лучше всех, а потому, что у меня был только этот сэмплер. У него недостаточно памяти, и много вещей получались плохими, но я мог сделать любой трюк, который вы только можете себе вообразить — от сэмплирования треков в три или четыре раза выше, чем они обычно звучали, растягивания и до использования некоторых странных искажений, которые появляются ввиду опущения частот на четыре октавы ниже. Так как это всё, что у меня было, я должен был понять это глубже: было ощущение, что я освоил его. Я не чувствовал такое отношение к какому-либо инструменту в течение многих лет — не только потому, что сейчас у меня больше инструментов и меньше времени, но и потому, что у меня недостаточно дисциплины, чтобы тратить необходимое количество времени. Я отвлекаюсь на другие важные вещи, как написание песен или сочинение музыки.

«Хорошо, когда вы считаете своё вдохновение бесценным»

Бесценная идея, которую так легко потерять

Несмотря на всё вышесказанное, Трент особенно заботится о том, чтобы не потерять момент вдохновения из-за технических проблем. Несмотря на его более задорное творческое мышление, бывают ситуации, когда нужно запечатлеть нечто конкретное.

«Ничто не убивает вдохновение настолько быстро, чем такие мысли, как: «Почему это не синхронизировано, где шнур питания, как, блин, я могу извлечь звук? Иногда нужно отвлечься от множества возможностей, потому, что я уже знаю, что мне нужно извлечь. Речь идет о практической точке зрения на вещи. Это звучит скучно, но я знаю, что мне нужен басовый звук, мелодия, ритмическая составляющая – нет времени экспериментировать, иначе вы что-то потеряете.»

«Хорошо, когда вы считаете своё вдохновение бесценным. Как лирик, я не могу сказать вам, сколько раз, как только я засыпаю, на последних секундах полусознания, я думал: «Это действительно хорошая линия. Я вспомню и запишу её утром». Но нет — она исчезает мгновенно.»

«Поэтому держите небольшой диктофон у вашей кровати. Вы можете думать, что запомните свою мысль. Но уверяю вас, это не так. Вы помните, что у вас была хорошая идея – «что это было, о чем я думал?» — но она исчезла. Наихудшее чувство.»

Знания — бесплатны

Даже в окружении музыкальных инструментов, Трент советует новичкам запасаться знаниями, а не оборудованием.

«Я поражен сегодняшним множеством инструментов для создания звука, от приложений на вашем телефоне и до программ, предустановленными на ноутбуках. Даже скромные вложения позволят вам купить инструменты саунд-дизайна, которые будут иметь ценность продолжительное время. Я очень рад, что каждый может себе это позволить — вам не нужно тратить $30000 на синтезатор от Moog или Fairlight, или $1500 на многодорожечный студийный магнитофон только для того, чтобы начать работать.»

«Тем не менее, я надеюсь, что где-то там люди понимают, что знание того, что такое субтрактивный синтез, откуда он взялся, что происходит за передней панелью этого виртуального синтезаторного плагина, и что находится внутри пресетов, — принесет им пользу. Это помогает вашей музыке, чтобы окончательно разобраться в работе звука.»

«Мне кажется, то, о чем я рассказываю таким занудным образом, заключается в том, что вы должны реагировать, слушать, на что вы реагируете, и что звучит интересно. Для меня это — ключ ко всему.»

«Я занимаюсь этим в течение долгого времени, и, посыпаясь каждый день, я чувствую себя заведенным. Мне хочется возиться с этой вещью или работать с ней, потому что я хочу видеть, как это звучит. Знаешь, трудно думать о других вещах, которые меня так долго интересовали. Отчасти в этом есть щекотливый аспект шкатулки с секретом – загадка, которую хранит эта новая вещь. Как я могу вскрыть ее и посмотреть, что там происходит?»

«Однако, многое из этого не касается техники. Мне просто нравится, как это звучит. Я люблю сидеть за пианино, которое, возможно, немного расстроено или разваливается от старости. Приятно находить эти великие новые (новые для вас) и старые вещи, в которых вы можете выразить себя, и что может принести вам радость.»

Отрывок из книги PATCH & TWEAK With Moog, опубликованной издательством BJOOKS